Верификация электронной цифровой подписи производится с помощью. Просто об электронной подписи. Как и где получить электронную цифровую подпись

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2011, N 8

На современном этапе развития российского общества в процессы повседневной деятельности активно внедряются новые высокопроизводительные информационно-телекоммуникационные технологии. Процесс обмена электронными документами значительно отличается от обмена документами на бумажных носителях, так как существует проблема подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека, которая решается с помощью использования электронной подписи. Электронная подпись достаточно широко применяется в деятельности государственных (муниципальных) учреждений как при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, взаимодействии с органами Федерального казначейства, представлении отчетности, так и в ряде других случаев.

С 08.04.2011 вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), регулирующий отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, выполнении государственных и муниципальных функций, совершении иных юридически значимых действий. В связи с его изданием с 01.07.2012 перестанет действовать Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Федеральный закон N 1-ФЗ).

Каковы причины принятия нового Закона?

Федеральный закон N 1-ФЗ имеет концептуальные и юридическо-технические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия для широкого применения электронной цифровой подписи в РФ, в частности:

  • использование единственной технологии электронной цифровой подписи (основанной на так называемой технологии асимметричных ключей подписи) приводит к необходимости использования единой иерархической системы удостоверяющих центров и обязывает применять сертифицированные средства электронной цифровой подписи;
  • положения Закона не соответствуют основным принципам, реализуемым в иностранном законодательстве и международном праве при осуществлении правового регулирования электронных подписей, таким как "технологическая нейтральность" законодательства, правовое признание различных видов электронной подписи, свободное использование средств электронной подписи, аккредитация удостоверяющих центров;
  • сфера регулирования Закона недостаточна: из нее исключены отношения как по использованию иных видов электронной подписи, так и не являющиеся гражданско-правовыми сделками;
  • не допускается электронная цифровая подпись юридических лиц.

Данные недостатки не позволяют широко использовать положения Федерального закона N 1-ФЗ в правоприменительной практике. Принятый Федеральный закон N 63-ФЗ направлен на устранение указанных выше недостатков, расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей. В то же время он сохраняет имеющуюся практику использования электронной цифровой подписи.

Какие существуют виды электронной подписи?

Согласно ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом с ней связана и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Для справки. Статья 3 Федерального закона N 1-ФЗ характеризует электронную подпись как реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной. Необходимо отметить, что Федеральный закон N 1-ФЗ не предусматривает аналогичного разделения, о чем мы упоминали выше.

Простая электронная подпись. Простая электронная подпись - это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).

Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении одного из следующих условий (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ):

  • простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
  • ключ простой электронной подписи (уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи) применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

Для использования простой электронной подписи, а также в целях признания электронных документов равнозначными документам на бумажных носителях соглашения между участниками электронного взаимодействия (нормативные правовые акты) в обязательном порядке должны предусматривать:

  • правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;
  • обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.

Напомним, что электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронно-вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Обратите внимание! Не допускается использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ).

Усиленная электронная подпись. В отличие от простой, усиленная электронная подпись применяется в случаях, когда в соответствии с действующим законодательством или обычаями делового оборота документ должен быть не только подписан руководителем государственного (муниципального) учреждения (лицом, им уполномоченным), но и заверен печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).

Как уже было отмечено, усиленная электронная подпись бывает неквалифицированной и квалифицированной.

Неквалифицированная подпись Квалифицированная подпись
Получена в результате криптографического
преобразования информации с
использованием ключа электронной подписи
Соответствует всем признакам
неквалифицированной электронной
подписи
Позволяет определить лицо, подписавшее
электронный документ
Ключ ее проверки указан в
квалифицированном сертификате
Позволяет обнаружить факт внесения
изменений в электронный документ после
его подписания и создается с
использованием средств электронной
подписи
Для ее создания и проверки
используются средства,
получившие подтверждение
соответствия требованиям,
установленным согласно
Федеральному закону N 63-ФЗ

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 63-ФЗ при использовании усиленных электронных подписей необходимо:

  • обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих учреждению ключей электронных подписей без его согласия;
  • уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;
  • не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что его конфиденциальность нарушена;
  • использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям.

Признаются ли электронные документы равнозначными документам на бумажном носителе?

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, за исключением случаев, когда законодательством установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Кроме того, нормативными актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Квалифицированная подпись признается действительной вплоть до установления иного судом при выполнении следующих условий (ст. 11 Федерального закона N 63-ФЗ):

  • квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;
  • квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;
  • имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений в этом документе после его подписания;
  • квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ электронный документ, подписанный простой или неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законодательством или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Причем указанные соглашения или нормативные акты должны предусматривать порядок проверки электронной подписи, а также соответствовать требованиям, установленным в ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ.

Как получить средства электронной подписи?

Для создания и проверки электронной подписи, создания ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи должны использоваться средства электронной подписи, которые (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 63-ФЗ):

  • позволяют установить факт изменения подписанного электронного документа после момента его подписания;
  • обеспечивают практическую невозможность вычисления ключа электронной подписи из электронной подписи или ключа ее проверки.

Для получения средств электронной подписи и заключения договора на их обслуживание учреждению необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров. Напомним, что удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции (ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ). Задачами удостоверяющего центра являются создание и выдача сертификатов на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем. Кроме того, удостоверяющий центр (п. 1 ст. 13 Федерального закона N 63-ФЗ):

  • устанавливает сроки действия сертификатов ключей проверки электронных подписей;
  • аннулирует выданные этим удостоверяющим центром сертификаты ключей проверки электронных подписей;
  • выдает по обращению заявителя средства электронной подписи, содержащие ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи (в том числе созданные удостоверяющим центром) или обеспечивающие возможность создания ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи заявителем;
  • ведет реестр выданных и аннулированных этим удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей, в том числе включающий в себя информацию, содержащуюся в выданных этим удостоверяющим центром сертификатах ключей проверки электронных подписей, и информацию о датах прекращения действия или аннулирования сертификатов ключей проверки электронных подписей и об основаниях такого прекращения или аннулирования;
  • устанавливает порядок ведения реестра сертификатов, не являющихся квалифицированными, и порядок доступа к нему, а также обеспечивает доступ лиц к информации, содержащейся в реестре сертификатов, в том числе с использованием Интернета;
  • создает по обращениям заявителей ключи электронных подписей и ключи проверки электронных подписей;
  • проверяет уникальность ключей проверки электронных подписей в реестре сертификатов;
  • осуществляет по обращениям участников электронного взаимодействия проверку электронных подписей;
  • осуществляет иную связанную с использованием электронной подписи деятельность.

Например , предоставление средств электронной подписи в целях размещения информации о заказах на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется Федеральным казначейством. Порядок предоставления электронной подписи в данном случае регламентируется Приказом Минэкономразвития России N 647, Федерального казначейства N 22н от 14.12.2010 "Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг" (далее - Порядок). Так, для получения сертификатов ключей необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения учреждения на бумажном носителе (а при наличии технической возможности - в виде электронного документа) в одном экземпляре:

  • сведения об организации по форме, приведенной в Приложении 1 к Письму Казначейства РФ от 14.03.2011 N 42-7.4-05/10.0-160. Запрещается включать в указанную форму сведения, составляющие государственную тайну;
  • Карточку образцов подписей к лицевым счетам (по форме 0531753, утвержденной Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ N 7н));
  • копию учредительного документа (устава), заверенную учредителем или нотариально. Ее представление не требуется от органов государственной власти (местного самоуправления) или их территориальных органов, федеральных казенных учреждений, не имеющих собственного положения (устава) и действующих на основании общего положения (устава), территориальных государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации (государственной компании);
  • копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
  • копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо выдавшим ее налоговым органом;
  • копию нормативного правового акта субъекта РФ о создании соответствующего территориального государственного внебюджетного фонда (только для территориальных государственных внебюджетных фондов). Заверять указанную копию не требуется;
  • копию документа об открытии счета в кредитной организации, на который должны перечисляться средства участников размещения заказа, выданного соответствующей кредитной организацией, заверенную нотариально, в случае если соответствующей организации не открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства (для государственной корпорации, государственной компании, унитарного предприятия, организации, имеющей долю государственного участия, субъекта естественной монополии).

Как используется электронная подпись при работе с органами Федерального казначейства?

Согласно п. 1.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, информационный обмен между государственными (муниципальными) учреждениями и Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством РФ на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между учреждениями и Федеральным казначейством, и требованиями, установленными законодательством РФ.

При заключении органами Федерального казначейства договоров об обмене электронными документами с главными распорядителями, распорядителями, получателями, администраторами поступлений, финансовыми органами всех уровней бюджетной системы РФ рекомендуется использовать прилагаемый примерный договор об обмене электронными документами (см. Письмо Федерального казначейства от 20.03.2007 N 42-7.1-17/10.1-102 "О примерном договоре об обмене электронными документами").

Органы Федерального казначейства при приеме платежных документов, представленных в электронном виде в соответствии с договором об обмене электронными документами, для сверки подписи лица, подписавшего электронный платежный документ, с ее образцом используют сертификат открытого ключа электронной подписи, выданный в установленном порядке подписывающему электронные платежные документы лицу. При этом электронный платежный документ может быть подписан одновременно несколькими электронными подписями лиц, получивших в установленном порядке сертификат в соответствии с договором.

Можно ли использовать электронную подпись при оказании государственных и муниципальных услуг?

Порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий при оказании государственных и муниципальных услуг установлен ст. ст. 21.1, 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронной форме в том случае, если они включены в перечень, установленный Правительством РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта РФ или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Обращение за получением и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ.

Правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, и перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях оказания государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством РФ и должны предусматривать в том числе (ст. 21.2 Федерального закона N 210-ФЗ):

  • требования, которым должны соответствовать простые электронные подписи и (или) технологии их создания;
  • способы установления личности лица при выдаче ему ключа простой электронной подписи в целях получения государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 2 ст. 21.2 Федерального закона N 210-ФЗ при оказании государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей должны обеспечиваться:

  • возможность бесплатного получения любыми лицами ключей простых электронных подписей для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг;
  • отсутствие необходимости использования физическими и юридическими лицами программных и аппаратных средств, специально предназначенных для получения государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей.

Заметим, что в настоящее время в тестовом порядке работает портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru), на котором можно получить некоторые государственные услуги в электронном виде.

Ю.Васильев

генеральный директор

Электронная цифровая подпись сейчас на слуху - многие современные компании потихоньку переходят на электронный документооборот. Да и в повседневной жизни ты наверняка сталкивался с этой штукой. Если в двух словах, суть ЭЦП очень проста: есть удостоверяющий центр, есть генератор ключей, еще немного магии, и вуаля - все документы подписаны. Осталось разобраться, что же за магия позволяет цифровой подписи работать.

Roadmap

Это пятый урок из цикла «Погружение в крипту». Все уроки цикла в хронологическом порядке:

1. Генерация ключей

Причина стойкости RSA кроется в сложности факторизации больших чисел. Другими словами, перебором очень трудно подобрать такие простые числа, которые в произведении дают модуль n. Ключи генерируются одинаково для подписи и для шифрования.


Когда ключи сгенерированы, можно приступить к вычислению электронной подписи.

2. Вычисление электронной подписи


3. Проверка электронной подписи


RSA, как известно, собирается уходить на пенсию, потому что вычислительные мощности растут не по дням, а по часам. Недалек тот день, когда 1024-битный ключ RSA можно будет подобрать за считаные минуты. Впрочем, о квантовых компьютерах мы поговорим в следующий раз.

В общем, не стоит полагаться на стойкость этой схемы подписи RSA, особенно с такими «криптостойкими» ключами, как в нашем примере.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

(ЭЦП) – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа ЭЦП, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Нормативно-правовые документы касающиеся ЭЦП

Использование ЭЦП при заключении сделок регламентируется Федеральным законом от 10.01.2002 N1-ФЗ «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ» . Законом провозглашаются общие положения «правил » на электронных рынках в части вопросов признания ЭЦП в электронном документе равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.


  • Присоединенная электронная цифровая подпись
    • Служба штампов времени

      Срок действия любого сертификата ЭЦП ограничен определённым промежутком времени. После истечения его срока действия все документы созданные при помощи данной ЭЦП теряют свою юридическую силу, т.к. невозможно определить был ли сертификат актуален на момент подписания данного документа или нет? Это автоматически означает недействительность документа согласно с ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

      Служба штампов времени позволяет доказать факт существования документа на определённый момент времени.

      Службой штампов времени может выступать Удостоверяющий центр, имеющий точный и надёжный источник времени и предоставляющий услуги по созданию штампов времени.

      Штамп времени является аналогом даты на подписываемом документе. Также он подтверждает, что сертификат был действителен на момент подписи документа. Это значит, что сохраняется возможность использования отозванного сертификата для проверки ЭЦП, созданных до момента отзыва. Эта проблема актуальна для всех систем электронного документооборота. Штамп времени также может использоваться для подтверждения получения или отправления документа, когда это необходимо.

      Что еще позволяет осуществить использование цифровой подписи?

      Электронная цифровая подпись является одним из важнейших элементов для организации полноценного электронного документооборота, т.к. служит аналогом собственноручной подписи человека. Кроме этого, использование цифровой подписи позволяет осуществить:

      * Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
      * Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
      * Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.
      * Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.

      Что необходимо сделать для работы с ЭЦП?

      Для работы с ЭЦП необходимо:

      • обеспечить наличие ПЭВМ в соответствии с требованиями;
      • обеспечить наличие специализированного ПО для работы с ЭЦП;
      • определить лицо, на которое выписывается сертификат ЭЦП;
      • выбрать способ получения ЭЦП;
      • заключить договор УЦ и оплатить услуги по выдаче сертификата ключа подписи.

      Оставьте свой комментарий!

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ).

Электронная подпись (ЭП) – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (пп. 1 ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

Именно электронная подпись может сделать электронный документ равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, т.е. придать ему юридическую силу.

Напомним, что до 01.07.2013 аналогичные отношения регулировались Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Последние материалы раздела:

Социальное доказательство или social proof
Социальное доказательство или social proof

В одной из статей нашего блога о landing page мы уже упоминали об . Сегодня поговорим подробнее о последнем и наиболее популярном из них орудии в...

Горнолыжный центр красный ключ Изменение настроек приватности
Горнолыжный центр красный ключ Изменение настроек приватности

Отдых в санаториях Красного Ключа пользуется популярностью в любое время года. Лечение, комфортабельные номера и плюс к этому комплекс...

Поиск тегов (ключевых слов) для Ютуба
Поиск тегов (ключевых слов) для Ютуба

Сейчас Ютуб в тренде, все больше людей создают свои видео, конкуренция с каждым днем становится все сильнее, а посетителей из поиска на YouTube.com...